Hilma af Klint - женщина, которая рисовала будущее.
Летом 1986 года шведский фермер восстановливал свой заброшенный загородный дом. В подвале дома он нашел, покрытые пылью огромные деревянные коробки. Когда он открыл их, то был изрядно удивлен. В них лежало больше тысячи картин, некоторые были очень большие, с абстрактными геометрическими фигурами. Он позвонил соседу, который был более образованным, но даже тот не понимал ценности того, что они только что обнаружили. Сначала они предположили, что картины являются сценическими декорациями. Сосед позвонил знакомому, работавшему в музее, и сотрудник музея спросил, есть ли на картинах подпись. - Да, - сказал сосед - внизу были надписи "Хильма Клинт". Дальше приехали чиновники и ценители искусства собрали коробки и увезли. Спустя несколько недель Стокгольмский художественный музей обнародовал необычное открытие. Это было более тысячи картин, рисунков и очерков, абстрактные работы, с необычными цветовыми фактурами и геометрическими формами, подписанные и датированные концом 19 началом 20 веков. Интересно, что картины были обозначены временем ранее, чем Кандинский, Малевич и Мондриан «придумали» абстрактную живопись. Хильма была явной предтечей этого направления искусства. Почему о ней никто не знал? Почему картины были спрятаны?
Хильма аф Клинт родилась в Стокгольме в 1862 году. Ее отец был математиком и имел большую библиотеку, в которой маленькая Хильма изучала всё о геометрии и искусстве. В двадцать лет она поступила в Шведскую Академию Художеств, одну из немногих школ, куда принимали женщин, и вошла в первое поколение европейских художников, которые устраивали выставки и жили за счет своих работ. Она писала портреты и реалистичные пейзажи, которые хорошо оценивали ее клиенты. В те годы изобрели рентгеновские лучи и обнаружили электромагнитные волны, которые могли передавать информацию через воздух и вакуум. Эти открытия взрывали мозг Хильмы, тогда она и пришла к выводу, что существуют невидимые параллельные миры. Её интересовали эти альтернативные реальности и разные уровни восприятия. В то время науки были тесно связаны со спиритизмом, а сама Хильма ходила на спиритические сеансы, где пыталась общаться со своей умершей сестрой. Тогде же она создала клуб с пятью другими женщинами, они встречались каждую пятницу, вызывали духов и проводили сеансы живописи и поэзии (что сюрреалисты стали делать спустя годы). Хильма начала создавать картины со спонтанными рисунками, делая вид, что отдаёт себя невидимым энергиям, а потом начала рисовать хаос, основанный на геометрических структурах природы, который она хорошо знала с детства. Так она продолжала делать свои заказы, а в свободное время запиралась в загородном доме, чтобы выпустить свою творческую страсть, которую обычно держала внутри. Это было ее альтер-эго, два художника в одном человеке.
Так продолжалось несколько лет, и в один из дней она написала завещание, в которое наследником всего своего творчества вписала внука Эрика. Единственным условием было то, что он сохранит картины в коробках, которые можно будет открыть только через двадцать лет после ее смерти. Но жизнь распорядилась по-другому: внук покинул этот мир до назначенной даты, и картины остались скрытыми на долгие годы. В 1986 году шведский фермер нашел эти коробки в подвале своего дома. В восьмидесятые искусство шло своим путём, далёким от авангарда. И среди этого мирского шума Хильма аф Клинт возродилась, чтобы занять своё место истинной матери сюрреализма.
#другоевсе